Интересные факты, рейтинги и обзоры.

Люди

Выдающиеся русские: Илья Эренбург

Выдающиеся русские: Илья Эренбург

27 января 1891 – 31 августа 1967 гг.
Илья Эренбург
Илья Эренбург был плодовитым русским писателем и журналистом. С 1930-х по 1960-е годы он был одним из самых заметных советских деятелей. Эренбург опубликовал стихи, рассказы, книги о путешествиях, эссе и несколько романов, в которых патриотизм сочетался с космополитизмом. Эренбург адаптировал свои произведения к советским политическим требованиям и избегал конфликтов с властями, в отличие от многих других писателей и художников, которые были уничтожены за их неспособность соответствовать. Эренбург провел вторую половину своей жизни в качестве уважаемого посланника советского государства. Помимо своего неоспоримого писательского таланта, Эренбург обладал замечательной способностью выживать. По логике того времени, в которое он жил, Эренбурга должны были казнить как минимум три или четыре раза. Но, как сказал Евгений Евтушенко: Эренбург “научил нас всех выживать”. Жизнь, полная перемен и противоречий, несомненно, была его. Но, возможно, сам Эренбург лучше всего описал это в своих мемуарах: “Если в течение жизни человек меняет кожу бесконечное количество раз, почти так же часто, как и костюмы, он все равно не меняет своего сердца; у него есть только одно”.

Илья Эренбург родился в Киеве, Украина, в еврейской семье среднего класса. Первоначально Илье дали имя Элиягу, у него было три старшие сестры. Его отец не интересовался еврейскими ритуалами, в то время как его мать продолжала соблюдать религиозные обычаи. Илья последовал примеру своего отца и никогда не учил идиш или иврит. Когда ему было пять лет, его родители переехали в Москву, где его отец управлял пивоваренным заводом. Московский дом Льва Толстого примыкал к пивоварне, и юный Илья часто видел прогуливающегося пожилого писателя.

В своих воспоминаниях “Люди, годы, жизнь” Эренбург пишет, что в детстве его баловали, и это была простая случайность, что он не стал малолетним преступником. Илья вел относительно привилегированный образ жизни в Москве и посещал первую гимназию, где познакомился и подружился с Николаем Бухариным, русским революционером, который был расстрелян в 1938 году во время правления сталинского террора.

Илья Эренбург
Илья увлекся политикой и был в толпе, возводящей баррикады во время революции 1905 года. И Эренбург, и Бухарин вступили в большевистскую организацию в 1906 году. Эренбург и Бухарин редактировали подпольный журнал, выступали на собраниях, собирали средства и организовали забастовку на обойной фабрике. Эренбург также работал над созданием большевистской ячейки в солдатских казармах.

Но он был арестован в раннем подростковом возрасте за революционную деятельность и исключен из 6-го класса. Эренбург был заключен в тюрьму на пять месяцев, но был выпущен по медицинским показаниям. После освобождения он отправился в Полтаву, где жил его дядя. В 1908 году Эренбург эмигрировал в Париж, чтобы избежать суда за революционную агитацию. Молодой Эренбург приехал в Париж, потому что, как он писал в 1960 году, именно там был Ленин. Он проводил много времени в левобережных кафе, познакомился с Лениным, который хотел услышать новости из Москвы, и начал писать стихи под влиянием Верлена, Фрэнсиса Жамма и Константина Бальмонта. Его первый сборник стихов появился в 1910 году.

Во Франции Эренбург подружился с такими легендарными личностями, как Пикассо, Аполлинер, Фердинанд Леже, который показывал ему рисунки, сделанные в окопах Первой мировой войны, и Модильяни. Желая услышать впечатления молодого человека, только что приехавшего из России, Ленин пригласил Эренбурга на частный ужин и беседу.

Однако вскоре интерес Эренбурга к политике начал ослабевать, и он начал писать стихи. Не готовый полностью отказаться от политики, он последовал совету Льва Каменева и отправился в Вену, чтобы работать со Львом Троцким.

В Вене Эренбург помогал готовить экземпляры “Правды” для контрабанды в Россию. Он беседовал с Троцким об искусстве. Он считал Троцкого догматичным и нетерпимым, называя поэтов, которыми восхищался Эренбург, декадентами и продуктом политической реакции. Такое отношение угнетало Эренбурга, поэтому он вернулся в Париж, где решил отказаться от политики и посвятить себя литературе.

С помощью поэтессы Лизы Полонской Эренбург выпустил несколько журналов, высмеивающих большинство революционных лидеров, включая Ленина, который на одной карикатуре был назван главным дворником. Ленин увидел и был возмущен пасквилем.

Живя на пособие, которое присылал его отец, Эренбург проводил большую часть своего времени за чтением и письмом в кафе. Ближе к концу 1909 года Эренбург познакомился и влюбился в Катю Шмидт, эмигрантку из Санкт-Петербурга. 25 марта 1911 года она родила единственного ребенка Эренбурга, Ирину. Эренбург не был подготовлен к обязанностям мужа и отца, и он никогда не женился на Кате.

В 1910 году Эренбург собрал достаточно денег, чтобы опубликовать свой первый поэтический сборник “Стихи”. В нем были стихи на темы католицизма и средневековья. Выдающийся поэт-символист Валерий Брюсов нашел эту работу элегантной и красивой. Он писал: “Среди наших молодых поэтов Эренбург уступает только Гумилеву в умении создавать стихи и извлекать эффект из рифмы и сочетания звуков”. Гумилев, однако, не был впечатлен, заявив, что все, что он нашел в работе Эренбурга, было «неграмотным и неприятным снобизмом».

Второй том поэзии Эренбурга был опубликован в 1911 году. В нем снова были католические стихи, но также и “К еврейскому народу”, стихотворение, выражающее отчаяние по поводу исторического тяжелого положения евреев. Эта книга больше понравилась Гумилеву, и он написал: “Эренбург добился большого прогресса со времени появления своей первой книги. Он перешел из рядов подражателей в ряды учеников и даже иногда выходит на путь самостоятельного творчества”.

Читайте также:  Выдающиеся русские: Петр Чайковский

В 1912 году Эренбург, официально скрывавшийся от российского правосудия, подал прошение о смягчении приговора, зная, что царь, вероятно, объявит широкую амнистию в связи со 100-летием правления Романовых. Запрос был отклонен. Эренбург продолжал работать и помог редактировать два номера журнала «Гелиос», в которых он восторженно отзывался о стихах Марины Цветаевой. В 1914 году он опубликовал антологию собственных переводов французских поэтов, в том числе Верлена, Рембо и Аполлинера.

Когда началась Первая мировая война, Эренбург попытался завербоваться во французскую армию, но ему отказали как слишком худому. Вместо этого Эренбург стал работать военным корреспондентом в российских газетах “Утро России” (Утро России) и “Биржевые ведомости” (Новости фондового рынка). Его репортажи были умными, скептическими и справедливыми. Его репортаж о бесстыдном использовании французской армией сбитых с толку сенегальских войск на самых незащищенных позициях так взбесил французское правительство, что Эренбурга чуть не выслали из страны.

Война сказалась на Эренбурге, и у него случился нервный срыв. Он начал тосковать по своей родине, а после Февральской революции вернулся в Россию. Он прибыл в Петроград в июле и переехал в Москву, где встретил Октябрьскую революцию, съежившись в своей комнате, когда за его окном бушевали уличные бои.

В начале 1918 года Эренбург опубликовал сборник стихов под названием “Молитва за Россию”. Одно из произведений в этом сборнике, “Судный день”, делает враждебность Эренбурга к большевикам очевидной. На нем красные солдаты останавливаются, чтобы изнасиловать женщину, когда они штурмуют Зимний дворец. Маяковский назвал сборник “утомительной прозой, напечатанной в стихах”, а Эренбурга — “испуганным интеллектуалом”. Позже (в 1921 году) сам Эренбург назвал сборник “художественно слабым и идеологически бессильным”.

На протяжении 1918 года Эренбург писал антибольшевистские статьи, называя Ленина “коренастым лысым человеком”, который напоминает “добродушного бюргера”. Он назвал Каменева и Зиновьева “первосвященниками”, которые “молились богу Ленину”. В 1919 году в Москве стало слишком жарко для Эренбурга, поэтому он переехал в свой родной город Киев. Он встречался и общался с различными писателями, включая Андрея Соболя и Осипа Мандельштама. В Киеве Эренбург женился на дальней родственнице по имени Любовь Козинцева.

В сентябре 1919 года белые взяли под контроль Киев, и Эренбург возобновил публикацию наполненных ненавистью антибольшевистских статей, называя революцию Ленина “пьяной оргией”, а большевиков “насильниками и завоевателями”. Такое отношение, однако, не успокоило яростно настроенных белых антисемитов. Однажды в редакцию газеты пришли искать еврея Эренбурга, но печатники спрятали его. Итак, Эренбург бежал в Крым со своей женой и любовницей, а оттуда вернулся в Москву.

Через две недели после прибытия в Москву Эренбург был арестован и обвинен в том, что он агент Врангеля. Однако четыре дня спустя он был освобожден, вероятно, благодаря вмешательству Бухарина.

Возобновив свою литературную жизнь, Эренбург работал вместе с Андреем Белым, Борисом Пастернаком, Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и др., едва выживая, проводя чтения и литературные обзоры. Затем он нашел настоящую работу, руководя национальными детскими театрами для Министерства образования. Его непосредственным начальником был Всеволод Мейерхольд.

Тем не менее, жизнь была тяжелой, и снова с помощью Бухарина Эренбург стал одним из первых советских интеллектуалов, получивших паспорт для выезда за границу. На этот раз вынужденный оставить свою любовницу, Эренбург взял жену и отправился в Париж в марте 1921 года. Но всего через две недели после пребывания во французской столице французская полиция схватила Эренбурга и выслала его из страны, так и не назвав причины.

С 1921 по 1924 год Эренбург жил в Берлине и Бельгии. Его первый роман “Необыкновенные приключения Хулио Хуренито и его учеников” был написан за 28 дней. В нем высмеивались как капиталистический Запад, так и коммунистическая система. Произведение представляло собой пародию на Евангелия и было во многом противоречивым.

Это было кощунственно по отношению к христианству, нападая на социалистов, пацифистов и все правительственные организации. Центральный персонаж — циничный пророк Хулио Хуренито, семеро учеников которого брошены в глобальную неразбериху. Хулио Хуренито умирает в возрасте 33 лет в провинциальном российском городке. Он Антихрист, чье учение основано на ненависти. Он пропагандирует разрушение красоты и всех видов искусства, если у их продуктов нет утилитарной цели.

Его участие в закулисных заговорах, так или иначе связанных с продвижением к Первой мировой войне и русской революции, никогда не становится ясным. Среди его семи учеников такие этнические стереотипы, как американский промышленный предприниматель, добродушный итальянец, милитаристичный немец и благородный и наивный африканец. Сам Эренбург — первый ученик и автор-рассказчик. В романе также представлены подлинные персонажи, такие как Маяковский, Пикассо, Чаплин, Ривьера и Татлин. Хулио Хуренито произвел немедленную сенсацию, завоевав всеобщую похвалу, даже от «Правды».

Бухарин написал введение к советскому изданию романа, назвав его “самой увлекательной сатирой, которая обнажила ряд комических и отталкивающих сторон жизни при всех режимах”. Евгений Замятин, в частности, отметил использование Эренбургом иронии, назвав ее “европейским оружием”, редко используемым русскими. Он аплодировал Эренбургу за то, что он высмеивал все цели одинаково и с готовностью принял Эренбурга в братство еретиков. Об Эренбурге Замятин писал: “Он, конечно, настоящий еретик и, следовательно, революционер”.

В октябре 1921 года Эренбург переехал в Берлин, где темп его литературного творчества увеличился. К 1923 году он написал еще три романа. В “Доверяй, Д.Э.” американские миллионеры финансируют план уничтожения Европы вирусами и ядовитым газом. “Любовь Жанны Ней” — это история любовной связи между молодой респектабельной французской буржуазной женщиной и русским коммунистом, которого посылают во Францию с подрывной миссией. Он арестован по обвинению в убийстве, и единственный способ доказать его невиновность — раскрыть его истинную миссию. Он героически хранит молчание и приговорен к смертной казни. Жанна жертвует своей честью в тщетной попытке спасти своего возлюбленного.

Читайте также:  Топ-10 самых красивых брюнеток мира

Эренбург также скептически относился к эпохе Новой экономической политики в Советском Союзе. Роман “Жизнь и смерть Николая Курбова” (1923) рассказывает о падении советского тайного полицейского. “Из хаоса” (1934) была апологией социалистического реализма, а в “Не переводя дыхания” (1935) писатель принял официальную коммунистическую политику в экономических и политических вопросах.

С 1925 по 1945 год Эренбург жил в Париже, работая иностранным редактором советских газет. Время от времени он возвращался в СССР. В 1933 году вместе с американским режиссером Льюисом Майлстоном Эренбург написал сценарий к фильму, основанному на одном из его рассказов, но фильм так и не был реализован. Когда в 1934 году в Москве проходил Международный конгресс писателей, он выступил против Горького, который отстаивал доктрину социалистического реализма.

В 1928 году он опубликовал “Заговор равных”, исторический роман о движении Бабефа в революционной Франции, которое отвергало террор и выступало за равноправную демократию. Сталину не понравилось это произведение, он назвал его “бульварной литературой”, подходящей для “настоящего буржуазного камерного театра”.

Илья Эренбург 2

Перед лицом растущей критики из Москвы Эренбург постепенно начал смещать свои произведения в более откровенно просоветское направление.Он писал о европейских крестьянах, критиковал авторитарное правление Польши и расистский колониализм Франции. Он предпринял серию рассказов и романов, разоблачающих жадность известных богатых предпринимателей. “Жизнь автомобиля” посвящена Андре Ситроену, Пьерпонту Моргану и Генри Форду. “Обувной король” напал на Томаша Бата, чешского обувного капиталиста. “Фабрика грез” берет на себя Голливуд, Джордж Истмен и фотоаппарат Kodak. ”Единый фронт» избрал своей мишенью Крюгера, шведского короля спичек.

Капиталистам было не до смеха. Бата подал в суд на Эренбурга, а Крюгер начал пиар-войну против писателя. Москва, однако, тоже не была в восторге. Хотя эти книги разоблачали злоупотребления капитализма, им не удалось предложить коммунизм как решение этих проблем. Издание Малой советской энциклопедии 1931 года описывало Эренбурга следующим образом: “Он высмеивает западный капитализм и буржуазию с подлинным остроумием. Но он не верит в коммунизм или творческую силу пролетариата ”.

В 1931 году Эренбург дважды посетил Германию. Подъем нацизма, который он увидел там, серьезно встревожил его. Ему казалось, что война неизбежна, и он больше не мог оставаться искренним скептиком, потому что, как он писал позже, «Между нами и фашистами не было даже узкой полоски нейтральной полосы».

В 1932 году Эренбург стал репортером газеты «Известия», освещая судебный процесс над невменяемым русским эмигрантом, который убил президента Франции. Кроме того, его статьи настойчиво и ясно привлекали внимание к опасности подъема фашизма.

Позже в том же году Эренбург вернулся в Советский Союз. Он провел недели в Сибири, посещая строительные площадки в Свердловске, Томске и Кузнецке. По возвращении в Париж Эренбург написал книгу “Второй день”, которую иногда переводят как «Из хаоса». Это ежедневный отчет о суровых условиях жизни и героических усилиях рабочих преодолеть сопротивление природы, когда они строят доменную печь в Кузнецке.

В романе слабый мечтатель пытается вписаться в более преданных работников, но терпит неудачу. Он становится соучастником акта вандализма. Устыдившись собственного духовного банкротства, он совершает самоубийство. Эта работа была попыткой Эренбурга политически восстановиться в Советском Союзе. Сначала публикация была отклонена. Но Эренбург послал копии Сталину. Ему повезло, и публикация была одобрена.

В 1932 году Эренбург также написал роман “Москва слезам не верит” о трудностях русского художника, у которого есть возможность учиться в Париже. Художник подвергается нападкам со стороны критика на родине, который осуждает его работы как дегенеративные и буржуазные. В этой работе Эренбург сравнивает западное капиталистическое общество с уборной в пятиразрядном парижском отеле.

Эренбург был участником и одним из главных организаторов Международного конгресса писателей в защиту культуры, который начал свою работу 21 июня 1935 года. Целью конгресса была организация широкой антифашистской коалиции писателей самых разных взглядов, включая либеральных, социалистических, коммунистических, христианских и сюрреалистических.

Осенью 1935 года Эренбург совершил быструю поездку обратно в Москву. Находясь там, он выступал с речами и писал статьи, восхваляющие Пастернака, Бабеля, Мейерхольда, Довженко и независимость искусства. Это привело к некоторой критике Эренбурга. Вера Инбер, например, упрекнула его за намек на то, что из советских поэтов только у Пастернака была совесть.

Когда летом 1936 года в Испании началась гражданская война, Эренбург немедленно отправился в Испанию, чтобы рассказать о войне, не повинуясь инструкциям «Известий», которые хотели, чтобы он остался в Париже. Его репортажи были умными и страстными, поддерживая постоянный барабанный бой антифашизма.

Во время пребывания в Испании Эренбург также познакомился с Эрнестом Хемингуэем. К 1937 году он составил книгу очерков о войне под названием “Что нужно мужчине”. Эренбург продолжал писать депеши из Испании и Франции. Затем он пережил сильное потрясение в августе 1939 года, когда было объявлено о заключении пакта Гитлера-Сталина. Он был настолько потрясен, что в течение восьми месяцев мог принимать только жидкости и жевать зелень и овощи. Он похудел на 20 килограммов.

Читайте также:  Топ-10 самых красивых певиц в мире

В декабре 1937 года Эренбург отправился в Москву на короткий отпуск в разгар кампании террора. Его друзья в Москве не могли поверить, насколько безрассудным он был, вернувшись в то время, когда писателей регулярно арестовывали. Он рассчитывал вернуться в Испанию через две недели, но власти сказали ему, что это невозможно. По приказу Сталина ему выдали билет на суд над его старым другом Николаем Бухариным.

«Известия» хотели, чтобы он написал статью о судебном процессе, но Эренбург категорически отказался. Неизвестный Эренбургу в то время Карл Радек, один из сообвиняемых Бухарина, показал на «допросе», что Эренбург присутствовал, когда Радек и Бухарин готовили свой переворот. Напуганный и уставший от ожидания, Эренбург направил обращение Сталину с просьбой отправить его обратно в Испанию. В просьбе было отказано. Зная, что он ведет себя крайне безрассудно, Эренбург решил «сыграть в лотерею» и направил Сталину второе обращение, которое по неизвестным причинам на этот раз было удовлетворено.

Илья Эренбург 3

Во время войны он написал более двух тысяч статей, в основном для газеты «Красная звезда».Он завоевал авторитет и популярность среди военнослужащих, откровенно оценив немецкую силу и признав советские потери, а также выразив лютую ненависть к врагу. В одной из своих самых известных статей он писал: “Теперь мы понимаем, что немцы не люди. Сейчас слово “немец” стало самым страшным ругательством. Давайте не будем говорить. Давайте не будем возмущаться. Давайте убивать. Если вы не убьете немца, немец убьет вас. Он увезет вашу семью и будет пытать их в своей проклятой Германии. Если ты убил одного немца, убей другого”. Солдатам нравились его статьи. Был отдан приказ не использовать копии статей Эренбурга для скручивания сигарет. Молотов сообщил, что Эренбург “стоил нескольких дивизий”.

В День первого мая 1944 года Эренбург получил Ленинскую премию за свои военные заслуги. В 1948 году Эренбург выпустил роман “Буря” о Второй мировой войне, действие которого разворачивается как в Советском Союзе, так и во Франции. В нем описывались огромные усилия Красной Армии по разгрому нацистской Германии. В то время как в нем содержались описания массовых убийств евреев в Бабьем Яру, в нем также изображалась шокирующая связь между русской и французской актрисой (браки с иностранцами в то время были незаконными) и содержалась косвенная насмешка над пактом Гитлера-Сталина. Тем не менее, она получила Сталинскую премию.

Затем, в 1954 году, Эренбург опубликовал роман, который должен был дать название целой эпохе советской истории. В “Оттепели” (Ottepel) он проверил границы свободы слова в относительно менее жесткий, но короткий период, начавшийся в середине 1950-х годов. Связи Эренбурга с верхушкой советской политической иерархии были исключительно хорошими, и незадолго до смерти Сталина в Москве распространились слухи, что писатель Илья Эренбург был выбран для передачи петиции Сталину с просьбой разрешить российским евреям иммигрировать в Сибирь.

За кулисами Сталин планировал начать очередную чистку и использовать врачей-евреев и их нелепо придуманные «преступления» в качестве алиби. Главный герой “Оттепели” — Дмитрий Коротеев, инженер, который несчастно влюблен в Лену. Она замужем за Иваном Журавлевым, влиятельным директором фабрики. С историей этих трех персонажей Эренбург связывает жизни художника-оппортуниста, его коллеги, коммуниста старой гвардии и врача-еврея. Внешне история развивается медленно. В конце Журавлева вызывают в столицу, чтобы он никогда больше не возвращался.

Длинные внутренние монологи мимоходом затрагивают некоторые запретные темы советской истории, включая арест отчима Коротеева в 1936 году и антисемитскую истерию в начале 1950-х годов. Книга обеспечила Эренбургу место среди реформаторов, хотя он был более известен своей лояльностью к сталинскому режиму.

Эренбург получил Сталинскую премию в 1942 и 1948 годах и Международную Ленинскую премию мира в 1952 году. В 1946 году он посетил Канаду, а затем Соединенные Штаты, где Джон Стейнбек сказал ему: “Если плюнуть в пасть льву, он становится ручным”. Когда в 1949 году газеты и журналы перестали печатать его произведения, Эренбург отправил короткое письмо Сталину. Запрет был снят, и он продолжил свои путешествия по разным уголкам мира.

В Китае он был поражен дисциплиной людей. Он встретил Пабло Неруду в Чили в 1954 году, и в Японии он почувствовал, что знаменитые строки Киплинга: “О, Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не встретятся, не только ошибочны, но и опасны”. Эренбург был вице-президентом Всемирного Совета мира (1950-67) и депутатом Верховного Совета СССР с 1950 года. Он умер в Москве 31 августа 1967 года.

Последние годы своей жизни Эренбург посвятил своим мемуарам “Люди, годы, жизнь”, в которых изобразил ряд известных писателей и художников, которых он знал. Он также проводил кампанию за публикацию произведений писателей, которые ранее были политически осуждены режимом. Когда Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 году за роман “Доктор Живаго” и советские власти начали кампанию протеста, Эренбург отказался в ней участвовать.

Когда Евгений Евтушенко подвергся нападкам за свою поэму «Бабий Яр» в 1961 году, Эренбург встал на его защиту, написав письмо редактору “Литературной газеты”. Эренбург оказывал поддержку молодым писателям. Он подписал письмо в поддержку Иосифа Бродского, консультировал Андрея Вознесенского о том, как лучше избежать осложнений, протестовал против приговоров, вынесенных Синявскому и Данилу, и выразил положительное мнение о Солженицыне.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями в соцсетях.

Добавить комментарий