Интересные факты, рейтинги и обзоры.

Люди

Выдающиеся русские: Петр Чайковский

Выдающиеся русские: Петр Чайковский

7 мая 1840 года — 6 ноября 1893 года
Pyotr Tchaikovsky
«Воистину, если бы не музыка, можно было бы сойти с ума», — П. И. Чайковский

Петр Ильич Чайковский — один из самых любимых русских композиторов. Его музыка известна своей сильной эмоциональностью, а его техническое мастерство и строгий подход к работе обеспечили ее долговременную привлекательность. Его глубокая чувствительность насыщала его музыку, создавая сочные мелодии, которые очаровывали слушателей на протяжении более века.

Чайковский был русским композитором эпохи романтизма. Не будучи членом националистической музыкальной группы, известной как «Пятерка», Чайковский писал музыку, которая была явно русской: пронзительной, интроспективной и модально звучащей.

Личная жизнь Чайковского с самого начала была бурной. В юности Чайковскому пришлось пережить тяжелую утрату матери в возрасте 14 лет и холодную атмосферу военного интерната. Поэтому юный Петр уклонялся от сурового и холодного мира и находил утешение в музыке. Именно услышав «Дон Жуана» Моцарта, Чайковский решил посвятить свою жизнь музыке.

В 1843 году родители Чайковского наняли французскую репетиторшу Фанни Дюрбах. Считается, что ее любовь и привязанность к своему подопечному послужили противовесом матери Чайковского Александре, которую одни биографы описывают как холодную, несчастную, отстраненную родительницу, не склонную к проявлениям физической привязанности. Однако другие авторы утверждают, что Александра была очень привязана к своему сыну.

Музыкально развитый, Петр начал заниматься фортепиано в возрасте пяти лет с местной жительницей Марией Пальчиковой, и уже через три года мог читать музыку на том же уровне, что и его учитель.

Pyotr Tchaikovsky 1

В 1850 году его отец был назначен директором Петербургского технологического института. Там молодой Чайковский получил образование в Училище правоведения. Хотя музыка не считалась приоритетным направлением в учебном плане, Чайковский вместе с однокурсниками регулярно посещал театр и оперу. Ему очень нравились произведения Россини, Беллини, Верди и Моцарта. Единственное музыкальное образование, которое он получил в школе, было обучение игре на фортепиано у Франца Беккера, производителя фортепиано, который время от времени посещал школу в качестве временного учителя музыки.

Мать Чайковского умерла от холеры в 1854 году. 14-летний Чайковский тяжело воспринял это известие; в течение двух лет. Он не мог писать о своей утрате и обратился к музыке. Уже через месяц после ее смерти он предпринял свои первые серьезные композиторские попытки: вальс в ее память.

Отец Чайковского потакал его интересу к музыке, финансируя занятия с Рудольфом Кундингером, известным преподавателем фортепиано из Нюрнберга, начиная с 1855 года. Однако, когда отец Чайковского проконсультировался с Кундингером о перспективах музыкальной карьеры для своего сына, Кундингер написал, что ничто не указывает на потенциального композитора или даже прекрасного исполнителя. Чайковскому посоветовали закончить учебу, а затем попытаться получить должность в Министерстве юстиции.

Чайковский окончил курс 25 мая 1859 года в чине титулярного советника — самой низкой ступени на лестнице государственной службы. 15 июня он был назначен в Министерство юстиции. Через полгода министерство произвело его в младшие помощники своего департамента, а через два месяца — в старшие помощники, где он и остался.

В 1861 году Чайковский случайно узнал о музыкальных занятиях, проводимых Русским музыкальным обществом (RMS). По словам друга Чайковского Николая Кашкина, Чайковский наслаждался дружеским соперничеством со своим любящим музыку двоюродным братом, офицером конно-гренадерского полка. Этот двоюродный брат однажды похвастался, что может сделать переход от одной тональности к любой другой не более чем за три аккорда. Чайковский принял этот вызов и проиграл, а затем узнал, что его двоюродный брат научился этому на занятиях Николая Зарембы по теории музыки.

Петр Чайковский

Чайковский сразу же начал заниматься с Зарембой. На следующий год, когда Заремба перешел на факультет новой Санкт-Петербургской консерватории, Чайковский последовал за своим учителем и поступил, но все еще не оставлял свою должность в министерстве, пока его отец не согласился поддержать его. С 1862 по 1865 год Чайковский изучал гармонию, контрапункт и фугу у Зарембы, а инструментовку и композицию у директора и основателя консерватории Антона Рубинштейна, который был впечатлен талантом Чайковского.

Читайте также:  Топ-10 успешных людей с ограниченными возможностями

После окончания консерватории младший брат Антона Рубинштейна Николай предложил Чайковскому стать профессором гармонии, композиции и истории музыки. Чайковский с радостью принял эту должность, так как его отец вышел в отставку и потерял свое имущество.

Пока Чайковский учился у Зарембы, критик Владимир Стасов и композитор Милий Балакирев сформировали националистическую музыкальную школу, набрав в Петербурге то, что впоследствии стало известно как «Могучая кучка» (более известная на английском языке как «The Five»). Став самым известным учеником Антона Рубинштейна, Чайковский стал ассоциироваться у «пятерки» с консервативной оппозицией. Однако, когда Рубинштейн покинул петербургскую музыкальную сцену в 1867 году, Чайковский вступил в рабочие отношения с Балакиревым, результатом чего стала фантазия-увертюра «Ромео и Джульетта».

Чайковский по-прежнему неоднозначно относился к музыке и целям «Пятерки», и его отношения с ее членами были сердечными, но никогда не были близкими. Чайковский поддерживал близкие отношения с Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым и, по крайней мере, внешне, со старшим Николаем Римским-Корсаковым.

Петр Чайковский 1

Гомосексуальность Чайковского, а также ее значение для его жизни и музыки были известны на Западе по крайней мере 75 лет. Подавленная в России советской властью, она лишь недавно стала широко известна в постсоветской России. Доказательства того, что Чайковский был геем, взяты из его писем и дневников, а также из писем его брата Модеста, который также был геем. Некоторые историки до сих пор считают доказательства этого скудными или несуществующими. Доктор Питер Бекманн утверждает, что гомосексуальность Чайковского утверждалась «не без предвзятости… слишком часто… это делали те, кто задавал тон и был заинтересован в результате». Большинство, однако, включая Риктора Нортона и Александра Познанского, делают вывод, что некоторые из самых близких отношений Чайковского были гомосексуальными, ссылаясь на слугу Чайковского Алексея Софронова и его племянника, Владимира «Боба» Давыдова, как на романтические интересы. Э.М. Форстер упоминает Чайковского и Давыдова в своем гомосексуальном романе «Морис», написанном в 1913-14 годах, но не опубликованном до 1971 года. Форстер пишет в главе 32, что «…Чайковский влюбился в собственного племянника и посвятил ему свой шедевр [Патетическую симфонию]».

Более спорным является вопрос о том, насколько комфортно Чайковский мог относиться к своей сексуальной природе. Познанский предполагает, что композитор «в конце концов пришел к тому, чтобы рассматривать свои сексуальные особенности как непреодолимую и даже естественную часть своей личности… не испытав при этом серьезного психологического ущерба». Ричард Тарускин пишет в New Grove Dictionary of Opera: «Профессиональный успех принес с собой вхождение в аристократические круги, где к гомосексуальности Чайковского относились более терпимо; это, плюс любящая и опекающая семья (включая боготворимого младшего брата Модеста, который, разделяя его сексуальную ориентацию, стал его литературным сотрудником и личным доверенным лицом, а позже его биографом), похоже, помогли композитору принять себя в более поздние годы».

С другой стороны, исследование британского музыковеда и ученого Генри Заячковски «в психоаналитическом ключе» указывает вместо этого на «сильное бессознательное торможение композитором своих сексуальных чувств»:

«Одним из следствий этого может быть сексуальное излишество как своего рода ложное решение: человек таким образом убеждает себя, что он действительно принимает свои сексуальные импульсы». Дополнением к этому, а также механизмом психологической защиты может быть именно идолизация Чайковским многих молодых людей своего круга [самозваная «Четвертая сюита»], на что обращает внимание сам Познанский. Если реакцией композитора на возможные сексуальные объекты было либо их использование и отбрасывание, либо их идолизация, это говорит о том, что он был неспособен сформировать целостные, безопасные отношения с другим мужчиной. В этом, безусловно, и заключалась трагедия [Чайковского]».

Российский музыковед Александра Орлова также утверждает, что письма и дневниковые записи Чайковского на протяжении многих лет подтверждают, что Чайковский так и не примирился со своей сексуальностью. Все, что он мог сделать, это смириться “с невозможностью изменить себя”. Борис Ниткин, один из немногих биографов Чайковского, который также был “одобренной” фигурой в Музее Чайковского в Клину, согласен с мнением Орловой. То же самое относится и к писателю Юрию Нагибину, который написал повесть, основанную на отношениях композитора с Надеждой фон Мекк, и сценарий к фильму «Мосфильм» 1969 года, основанному на жизни Чайковского.

Читайте также:  Интересные факты о Казимире Малевиче

Независимо от того, как, когда и принял ли Чайковский свою личную судьбу, музыка стала для него обязательной и все более интенсивной психической отдушиной. Как считает биограф Эдвард Гарден, «все разочарования его эндемического гомосексуализма и запертые в бутылках эмоции, еще больше порожденные, а не освобожденные фиаско его брака, вырвались на свободу в [Четвертой симфонии] — первой и, возможно, наименее важной в ряду шедевров или почти шедевров в этом ключе, которые включали Манфредскую симфонию и две последние [номерные] симфонии, симфоническую балладу «Воевода» и [оперу] «Пиковая дама»».

Петр Чайковский 2

Брак Чайковского начался как классический случай, когда жизнь подражает искусству. Одна из его учениц по консерватории, Антонина Милюкова, начала писать ему страстные письма, когда он работал над «Сценой письма» в опере «Евгений Онегин» — в то время, по иронии судьбы, когда он решил «жениться на той, кто меня возьмет». Он поспешно женился на Антонине 18 июля 1877 года. Через несколько дней, еще во время медового месяца, он глубоко пожалел о своем решении. Через две недели после свадьбы композитор якобы попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в замерзшую Москву-реку. Оправившись от последствий, он бежал в Санкт-Петербург; его рассудок был на грани нервного срыва.

Неудача в браке заставила Чайковского посмотреть правде в глаза в отношении своей сексуальности. Он писал своему брату Анатолию, что «нет ничего более бесполезного, чем желание быть кем-то иным, чем я есть по природе».

Более того, умственное и эмоциональное напряжение, которое композитор испытал из-за своего неудачного брака, возможно, скорее способствовало, чем угрожало его творчеству. Несмотря на некоторые перерывы, за шесть месяцев между помолвкой Чайковского с Антониной и его «лечением» в Кларенсе (Швейцария) после женитьбы он успел закончить два своих лучших произведения — Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».

Из-за сильной эмоциональной прямоты, которая теперь проявляется в музыке Чайковского, начиная с Четвертой симфонии, в России имя композитора стали ставить в один ряд с именем писателя Федора Достоевского. Типичный отрывок об этих двух людях гласит: «С затаенной страстью оба останавливаются на моментах ужаса, полного духовного крушения, и, находя острую сладость в холодном трепете сердца перед бездной, оба заставляют читателя тоже испытать эти чувства».

Начиная с Четвертой, младшие современники Чайковского приравнивали его симфонии к психологическим романам Достоевского. Это произошло потому, что они впервые в русской музыке услышали в сердце этих произведений амбивалентную, страдающую личность. Они чувствовали, что, подобно героям Достоевского, герой Чайковского продолжает искать смысл жизни, находясь в ловушке рокового треугольника «любовь-смерть-вера» в стиле Достоевского.

Среди тех, кому особенно понравилась музыка Чайковского, была Надежда фон Мекк, богатая вдова русского железнодорожного магната. Фон Мекк заказала Чайковскому несколько небольших произведений и начала с ним переписку незадолго до разрыва брака. Чайковский, в свою очередь, просил ее о займах, чтобы покрыть свои супружеские и житейские расходы. Теперь фон Мекк предложила выплачивать Чайковскому ежегодную субсидию в размере 6 000 рублей ежемесячными платежами, чтобы избежать неловкого обращения за кредитами в будущем. Это также позволило бы Чайковскому уволиться из Московской консерватории в октябре 1878 года и сосредоточиться в основном на композиции.

В период с 1877 по 1890 год переписка фон Мекка и Чайковского разрослась до более чем 1200 писем. Детали этих писем необычны для двух людей, которые никогда не встретятся, не говоря уже о том, чтобы стать любовниками. Чайковский также был готов более открыто и обильно признаться своей покровительнице в некоторых своих взглядах на жизнь и творческих процессах, чем любому другому человеку.

Однако через 13 лет она неожиданно прекратила их отношения, заявив о своем банкротстве. В этот период Чайковский уже добился успеха в Европе и США к 1891 году. Заявление фон Мекк о финансовом разорении не принимается во внимание некоторыми, которые считают, что она прекратила покровительство Чайковскому, потому что якобы обнаружила гомосексуальность композитора. Позже они породнились через брак — один из ее сыновей, Николай, женился на племяннице Чайковского Анне Давыдовой.

Читайте также:  Интересные факты о Моне Лизе

После года отсутствия на работе в связи с женитьбой и ее последствиями Чайковский вернулся в Московскую консерваторию осенью 1879 года. Однако вскоре после этого он подал в отставку. В конце концов Чайковский поселился в имении своей сестры в Каменке, недалеко от Киева. Но даже с этой базой он постоянно путешествовал. Имея гарантию регулярного дохода от фон Мекка, он воспользовался возможностью бесконечно путешествовать по Европе и сельской России. Он не задерживался надолго в одном месте, жил в основном в одиночестве и по возможности избегал социальных контактов.  В эти годы без корней репутация Чайковского как композитора быстро росла за пределами России.

Петр Чайковский 4

В 1880 году, во время чествования памятника Пушкину в Москве, Достоевский произнес знаменитую речь о Пушкине, в которой призвал русского «стать братом всем людям, нелюдем, если хотите». Хотя Достоевский был ярым националистом, ему, как и Чайковскому, была присуща черта, которую Осип Мандельштам назвал бы «тоской по мировой культуре». Вывод, который он сделал в своей речи о «европейской» сущности творчества Пушкина, заключался в том, что поэт обратился к России с пророческим призывом к «всеобщему единению» с Западом. Реакция на эту речь была беспрецедентной, и одобрение послания Достоевского быстро распространилось по всей России.

Польза «нелюдской» речи для Чайковского была ошеломляющей. До этого, пишет в своих воспоминаниях Александр Бенуа, «в прогрессивных музыкальных кругах считалось обязательным относиться к Чайковскому как к ренегату, мастеру, слишком зависимому от Запада». После выступления Достоевского это пренебрежение к музыке Чайковского рассеялось. Композитор также привлек к себе внимание молодой петербургской интеллигенции, в том числе Бенуа, Леона Бакста и Сергея Дягилева.

В 1885 году царь Александр III наградил Чайковского орденом Святого Владимира IV степени. Это давало композитору право на потомственное дворянство. В том же году Чайковский переселился в Россию — сначала в Майданово, недалеко от Клина, затем во Фроловское, также недалеко от Клина, в 1888 году, и, наконец, в сам Клин в 1891 году. После смерти Чайковского Модест и «Боб» Давыдовы превратили дом в музей в честь композитора.

Чайковский занялся оркестровым дирижированием после того, как заменил его на представлении в Москве оперы «Чародейка». Преодолевая пожизненный страх сцены, его уверенность в себе постепенно возросла настолько, что он стал регулярно дирижировать своими произведениями.

В 1891 году Чайковский посетил Америку в рамках триумфального турне, где дирижировал исполнением своих произведений. 5 мая он дирижировал оркестром Нью-Йоркского музыкального общества во время исполнения «Марша рабов» на открытии нью-йоркского Карнеги-холла. За этим вечером последовало последующее исполнение его Третьей сюиты 7 мая и хоров а капелла Pater Noster и Legend 8 мая. Турне по США также включало исполнение Первого фортепианного концерта и Серенады для струнных.

В 1893 году Кембриджский университет присвоил Чайковскому почетную степень доктора музыки. Среди других композиторов, удостоенных такой же чести, были Камиль Сен-Санс, Макс Брух, Арриго Бойто и Эдвард Григ (который не смог лично присутствовать на церемонии из-за болезни).

Чайковский умер через девять дней после премьеры своей Шестой симфонии, «Патетической», 6 ноября 1893 года.

Большинство биографов жизни Чайковского считали, что его смерть была вызвана холерой, скорее всего, заразившейся в результате употребления зараженной воды несколькими днями ранее. Однако в последние десятилетия были выдвинуты теории о том, что его смерть была самоубийством. Согласно одному из вариантов теории, приговор о самоубийстве был вынесен на «суде чести» товарищами Чайковского, выпускниками Петербургского училища правоведения, в качестве порицания гомосексуальности композитора.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями в соцсетях.

Добавить комментарий