Интересные факты, рейтинги и обзоры.

Люди

Выдающиеся русские: Рудольф Нуреев

Выдающиеся русские: Рудольф Нуреев

17 марта 1938 года — 6 января 1993 года
Рудольф Нуреев (иногда пишут "Нуриев")
Рудольф Нуреев (иногда пишут «Нуриев») — татарский артист балета из Советского Союза, известный во всем мире своими потрясающе талантливыми выступлениями и фантастической самоотдачей. Артистическое мастерство Нуреева позволило исследовать выразительные области танца, обеспечив новую роль для мужчины-балетного танцора, который раньше служил лишь поддержкой для женщин-танцоров. История его жизни может показаться сказкой, в которую никто никогда не поверит — история татарского мальчика, родившегося в поезде, который начал заниматься балетом слишком поздно, боролся за призы и славу в России, сбежал от КГБ и переехал в Париж. Позже величайшая балерина мира, которая была старше его на двадцать лет, выбрала его своим партнером. В это трудно поверить, но все это правда — безусловно, самая необычная история в балете ХХ века.

Детство в России

Семья, в которой Рудольф родился 17 марта 1938 года, была татарской по происхождению, из крестьянской семьи в Советской Республике Башкирия. Отец Рудольфа, Хамет, был офицером по политическому воспитанию в Красной Армии, дослужившимся до звания майора.

Хамету приходилось много путешествовать, и его жена и три дочери сопровождали его, куда бы он ни направлялся. Такой образ жизни и постоянные бытовые хлопоты были не совсем идеальны для беременной женщины с тремя детьми, поэтому четвертый ребенок — наконец-то мальчик — родился немного раньше положенного срока в поезде на Транссибирской магистрали, недалеко от озера Байкал и города Иркутска. Хотя в официальных документах дата его рождения указана 17 марта, он мог родиться на день или два раньше.

Рудольфу было всего три года, когда началась Вторая мировая война и ему пришлось попрощаться с отцом, ушедшим на войну. Хамет вернулся с военной службы в 1946 году, когда Рудольф уже занялся танцами, которые его отец не одобрял и считал немужскими и неподобающими. Это, в сочетании с редкими контактами отца с сыном, усугубило отсутствие взаимопонимания, которое сохранилось в их отношениях до самого конца.

С раннего детства Рудольф любил музыку, и когда в возрасте шести лет он впервые в жизни увидел по телевизору балетное представление, то был потрясен. В то время семья жила в Уфе, башкирской столице. Дом, который они занимали вместе с другой семьей, представлял собой небольшое деревянное строение, мягко говоря, не слишком удобное.

Жизнь в Уфе изобиловала ограничениями и проблемами. Несмотря на то, что не многие могли позволить себе хорошую еду и одежду, семья Нуреевых была беднее большинства. Довольно часто единственной едой, которую они могли себе позволить, была вареная картошка, а над Рудольфом часто смеялись в школе за отсутствие приличной обуви и за то, что он носил пальто старшей сестры, потому что семья просто не могла побаловать себя лишним предметом одежды. Погода тоже была довольно удручающей — весна и лето были очень короткими, а зима — долгой и такой холодной, что слезы замерзали на лице. Тем не менее, в городе был хороший оперный театр. В декабре 1945 года мать Рудольфа, Фарида, сумела протащить всех своих детей на балетный спектакль, купив всего один билет. Как только Рудольф увидел балерину на сцене, он решил для себя раз и навсегда — он хочет быть артистом балета.

Учительница танцев Рудольфа НурееваВ возрасте десяти лет Рудольф начал посещать народные классы, организованные в школе, и сначала был принят в группу любителей, вместе с другими мальчиками и девочками его возраста. На занятиях проявились его способности, и он был рекомендован балетному педагогу Анне Удальцовой. Через полтора года интенсивных занятий талантливого мальчика передали другому балетному педагогу, Елене Вайтович. Обе его учительницы когда-то были профессиональными балеринами и не только учили Рудольфа танцевать, но и беседовали с ним об истории балета, рассказывали о танцорах, которых они видели. Они пытались донести до него, что балет — это не только техника, и считали, что мальчик должен продолжить обучение в Санкт-Петербурге — идеальном месте для обучения и лучшей балетной школе в мире.

Но переезд в Санкт-Петербург казался почти невозможным. Не помогало и то, что отец Рудольфа противился занятиям сына танцами: сама возможность того, что его сын может стать артистом балета, приводила его в ярость. Кроме того, ему не нравилось, что увлечение Рудольфа балетом сказывается на его школьных результатах. Хамет хотел, чтобы его отпрыск освоил уважаемую работу инженера или врача. Мать Рудольфа, однако, поощряла энтузиазм сына и тайком позволяла Рудольфу тайком ходить на уроки под предлогом каких-то других занятий.

Читайте также:  Топ-10 самых красивых мужчин в мире

Кировский театр

В возрасте пятнадцати лет, в 1953 году, Рудольф начал работать статистом на спектаклях в оперном театре. Это совмещало бизнес и удовольствие, поскольку позволяло юноше посещать занятия вместе с балетной труппой и в то же время зарабатывать деньги. Вскоре ему разрешили танцевать в кордебалете. У Нуреева была необыкновенная память на балетные движения — достаточно было несколько раз посмотреть тот или иной танец, и он был уверен, что сможет его повторить. Эта счастливая особенность сослужила ему хорошую службу — были запланированы десятидневные гастроли в Москве, когда один из танцовщиков, к сожалению, получил травму, Нуреев был назначен его заменой и таким образом отправился в Москву. У него почти не было времени на репетиции своей партии, но все же он справился с задачей и добился успеха.

В Москве Рудольф, к сожалению, повредил палец на ноге, но травма показалась ему незначительной, когда он узнал, что есть возможность пройти прослушивание в балетную школу Большого театра — шанс, который он не мог упустить. К его огромной радости, он был принят.

Rudolph NureyevИ все же, несмотря на удачу с балетной школой Большого театра, Нуреев продолжал мечтать о Санкт-Петербурге: школа там считалась лучшей и, кроме того, предоставляла своим ученикам жилье — роскошь, которую Рудольф не мог позволить себе самостоятельно. Поэтому вместо того, чтобы вернуться домой со своей труппой, которая после его блестящего выступления хотела предложить ему полный контракт, Рудольф потратил последние деньги на билет до Санкт-Петербурга.

Приемная комиссия петербургской балетной школы оценила молодого человека и вынесла свой вердикт: либо он превратится в замечательного артиста балета, либо, что, по их мнению, гораздо более вероятно, станет полным провалом и позором. Тем не менее, Нуреева приняли в балетную школу в Санкт-Петербурге, и его мечта сбылась.

В 17 лет Рудольф не знал ничего из того, что должны были знать артисты балета, но им владело страстное желание учиться и танцевать. Следующие три года он упорно трудился, отчаянно пытаясь догнать своих сокурсников — он занимался на переменах, просыпался раньше, чем нужно, и ложился спать позже, чем обычно. Помимо репетиций, он проводил каждую свободную минуту в Кировском театре (ныне Мариинский театр), наблюдая за выступлениями настоящих артистов балета на сцене, рискуя быть наказанным за отсутствие в общежитии после девяти вечера.

Когда Рудольф учился в шестом классе, он попросил перевести его сразу в восьмой класс из девяти — он боялся, что его призовут на военную службу и он не сможет закончить учебу. Ему разрешили поступить так, как он хотел, хотя он приобрел репутацию хитрого и скрытного молодого человека. Но кроме вреда для репутации это решение принесло ему и пользу, так как Рудольф был переведен в класс одного из самых известных учителей — Александра Пушкина.

Rudolph Nureyev 1Сначала знаменитый педагог не обратил особого внимания на новичка, но потом, видя целеустремленность и амбиции мальчика, стал охотно помогать. Нуреев быстро прогрессировал и к моменту окончания балетной школы стал одним из лучших ее учеников. Сразу же после окончания училища и Большой, и Кировский балеты предложили Нурееву полные контракты; неудивительно, что юноша выбрал Кировский.

Когда его карьера в Кировском театре только начиналась, Нуреев повредил лодыжку, и Пушкин пригласил его переехать к нему и его жене Ксении. Врачи были настроены крайне пессимистично, полагая, что многообещающий молодой человек никогда больше не сможет танцевать; но Рудольф вскоре выздоровел, хотя до последних дней жизни продолжал чувствовать боль в лодыжке.

За травмой последовал небольшой скандал в семье Пушкиных — вскоре после переезда к нему Нуреев оказался в постели с Ксенией. Об этой болезненной истории шептались долгие годы. Некоторые считали, что Ксения соблазнила его, и она не была человеком, которому можно сказать «нет». Нурееву было страшно и стыдно, но и любопытно. Так и случилось, и Ксения влюбилась. Она штопала ему носки и готовила обеды, она посещала его занятия и репетиции, она отгоняла всех его друзей, которые могли соперничать за его время. Никто не знает, понимал ли Пушкин, что происходит, но квартира пары состояла всего из одной комнаты, так что вероятность того, что он не знал, была невелика. В любом случае, его внимание к Нурееву не ослабевало.

За три года, проведенных Нуреевым в Кировском театре, он исполнил около пятнадцати партий и сотрудничал со всеми балеринами труппы, но чаще всего оказывался напротив своей партнерши Нинель Кургапкиной, с которой у него была очень хорошая пара, хотя она была старше его почти на десять лет.

Читайте также:  Выдающиеся русские: Илья Эренбург

Довольно скоро у Рудольфа появилось определенное количество преданных поклонников, которые приходили насладиться каждым его выступлением. Нуреев ценил внимание и делал все возможное, чтобы улучшить свои выступления. Он даже попросил переделать некоторые сценические костюмы, что в конце концов было разрешено. Он исполнял свои партии с военной точностью, но иногда требовал изменить то или иное движение, что повысило его репутацию непокорного и своевольного танцора.

Он стал одним из самых известных танцоров Советского Союза, и ему разрешили выехать за пределы Советского Союза, чтобы танцевать в Вене на Международном фестивале молодежи. Вскоре после этого, по дисциплинарным причинам, ему сказали, что ему больше не разрешат выезжать за границу, и он ограничился гастролями по советским республикам.

Побег

Рудольф НуреевВ 1961 году труппа Кировского театра отправилась на гастроли в Париж. Ведущий танцовщик театра Константин Сергеев получил несвоевременную травму, и Нуреев был выбран на его место. Однако его предупредили, что за ним будет вестись пристальное наблюдение. Однако Рудольф решил не подчиняться правилам, которым должны были следовать все танцовщики: вместо того чтобы каждый вечер после спектаклей ехать на предоставленном им автобусе, Нуреев отправился бродить по городу в сопровождении своих французских и других иностранных коллег.

Такое непослушание не осталось незамеченным — когда труппа уже собиралась продолжить гастроли и вылететь в Лондон, Нуреева попросили вернуться в Москву: он был крайне необходим на гала-концерте.

Рудольф Нуреев 1Будучи реалистом, Рудольф слишком хорошо понимал, что, вернувшись в Россию, он уже никогда не сможет пересечь границу своей родины. Он принял решение искать убежище на Западе. С помощью своих друзей ему удалось получить разрешение на пребывание во Франции. Российские чиновники, разгневанные поступком танцора, в его отсутствие приговорили его к нескольким годам тюрьмы. Согласно архивам КГБ, Никита Хрущев лично подписал приказ об убийстве Нуреева, если он когда-нибудь вернется, тем самым окончательно оформив решение Рудольфа никогда больше не появляться в России.

Очаровав и абсолютно покорив французскую публику, Нурееву предложили полный контракт в Большом балете маркиза де Куэваса, который он принял. Но сотрудничество оказалось краткосрочным: Рудольфу не понравилось, как в Париже поставили «Спящую красавицу». Однако работа в театре пошла Нурееву на пользу — он познакомился с двумя замечательными балеринами, Розеллой Хайтауэр, с которой танцевал в «Щелкунчике», и американкой Марией Талчиф.

В то время, когда Нуреев познакомился с Марией Талльчиф, она собиралась ехать в Копенгаген, чтобы танцевать с Эриком Бруном — датским артистом балета, хореографом, директором труппы, актером и писателем, которого Нуреев видел в фильмах и восхищался им, считая его единственным и настоящим.

Рудольф Нуреев 2Танцовщик-мужчина, которому следует подражать. Эти два человека были представлены друг другу, сильно заинтересовались друг другом и поддерживали близкие отношения, несмотря на периодические разлуки. Благодаря Эрику Нуреев начал добавлять в свою манеру танца элементы западного стиля, и результат оказался весьма впечатляющим.

Брюн согласился с Рудольфом, что роль мужчины в балете должна быть такой же важной и значимой, как и роль женщины; такое понимание привело к тому, что в последнюю постановку «Лебединого озера» они включили мужское соло, представив тем самым новый стиль танца.

Идеальный партнер

В 1961 году Нуреев был приглашен в Лондон для выступления на ежегодном гала-вечере, организованном Марго Фонтейн в Королевской академии танца; наконец-то он совершит то самое путешествие, которое не смог совершить ранее из-за проблем с российским правительством.

Блестящее выступление Нуреева на гала-вечере привело в восторг Королевский балет, и Рудольфа пригласили танцевать в балете «Жизель» с Марго Фонтейн. Его также пригласили выступить в «Дон Кихоте», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» с другими балеринами труппы.

Огромный успех, с которым русский танцовщик выступал на Западе, не позволил западной публике забыть его. Продолжая танцевать, он также попробовал себя в качестве хореографа и продюсера. Но самым главным своим достижением Нуреев считал постоянную работу с Марго: она была старше его почти на 20 лет, но, несмотря на несоразмерность возраста, они оба много выиграли от сотрудничества.

Рудольф Нуреев 3

Публика обожала эту пару, а предприимчивые агенты даже брали вдвое больше денег, когда звездная пара выступала вместе. Два танцора, помимо удовольствия от совместной работы, стали настоящими друзьями — и оставались ими до конца жизни.

Читайте также:  Выдающиеся россияне: Андрей Сахаров

Карьера за рубежом

В начале 1960-х годов Нуреев навсегда поселился в Лондоне. Ему нравилось работать в Королевском балете, что, однако, не мешало ему время от времени сотрудничать с другими труппами, главным образом потому, что он всегда стремился попробовать себя в новых ролях и испытать новые техники.

Благодаря своим врожденным способностям и необыкновенной памяти, он очень скоро смог исполнять огромное количество различных партий — к середине шестидесятых годов он станцевал более ста ролей. Значительная часть из них была создана специально для Рудольфа — чтобы наилучшим образом подчеркнуть его достоинства.

Рудольф Нуреев 4Нуреев был одинаково хорош как в современных, так и в классических балетах; в обоих случаях он старался внести свои собственные элементы, чтобы «персонализировать» роли.

Нуреев как хореограф

То, что Нуреев не был полностью согласен ни с одной из принятых версий классики, естественно, заставило его задуматься о постановке балета самостоятельно, как хореографа. Так в 1964 году, не имея никакого опыта в этой области, Рудольф за сравнительно короткий срок в два месяца сумел поставить два серьезных спектакля — переработанную версию «Раймонды» Петипа для Королевского балета и оригинальную версию «Лебединого озера» для Венской государственной оперы.

Это были первые два из шести балетов, которые он поставил за свою карьеру; каждый из спектаклей мог быть изменен, что позволяло различным балетным труппам менять танцы в зависимости от способностей и силы своих ведущих танцовщиков.

Главная заслуга Нуреева в том, что он сумел поставить балеты, которые были сложными как для ведущих танцовщиков, так и для ансамбля, что редко удавалось хореографам. В 1977 году, когда Королевскому балету потребовался новый хореограф, имя Нуреева возглавило список тех, кто рассматривался на эту должность, но он отказался, так как отчаянно хотел продолжать танцевать.

Директор Парижской оперы

Рудольф Нуреев 5В 1983 году Парижская опера попросила Нуреева занять пост директора балета, на что Рудольф с радостью согласился. Он возглавлял его шесть лет. Условия были более чем выгодными: согласно контракту, Рудольф мог танцевать с другими труппами и решать любые возникающие проблемы по телефону. Но при этом он должен был проводить в Париже не менее шести месяцев в году.

Нуреев хотел, чтобы танцоры пробовали разные стили исполнения — от современного до классического; он хотел бросить им вызов, чтобы каждый мог попробовать себя в разных амплуа. Новички никогда не чувствовали себя брошенными — наоборот, Нуреев с самого начала давал им шанс продемонстрировать свой талант и способности, заставляя их стараться изо всех сил. Танцоры любили его и очень ценили предоставленные им шансы.

Последние годы

Помимо танцев на сцене Нуреев также снялся в двух фильмах. Однако оба фильма были не очень успешными. В 1962 году Нуреев дебютировал на экране в киноверсии «Сильфиды», а в 1977 году сыграл Рудольфа Валентино в фильме Кена Рассела «Валентино». Актерское искусство не казалось Нурееву слишком сложным, он считал, что выступление в балете — это тоже актерская игра.

Рудольф Нуреев 6И все же он решил отказаться от актерской карьеры, чтобы заняться современным танцем в Голландском национальном балете в 1968 году.

Когда он начал чувствовать, что балет становится для него все более трудным, он организовал проект «Нуреев и друзья», который предполагал совместные выступления с небольшими составами; роли, которые он исполнял сам, становились все легче и менее технически сложными по мере ухудшения его состояния.

В середине восьмидесятых годов Рудольфу был поставлен диагноз ВИЧ. Хотя Нуреев знал, что не все, у кого есть вирус, обязательно заболеют СПИДом, он все равно хотел, чтобы ему давали новейшие доступные лекарства, и продолжал выступать.

В начале октября 1992 года в Париже был поставлен балет «Баядерка». Это был последний балет, поставленный Нуреевым, и, по общему мнению, самый успешный. На премьере Нуреев присутствовал в театре, но выглядел слабым и положительно больным.

Несмотря на свою неугасающую жажду жизни и работы, Нуреев умер в Париже 6 января 1993 года.

Нуреев умер богатым человеком, купив несколько красивых, просторных домов в разных уголках мира.

Рудольф Нуреев 7После его смерти определенная сумма денег была передана двум его оставшимся в живых сестрам и их семьям, а остальные деньги были направлены в два балетных фонда, больницы для артистов балета и людей, которые помогали и поддерживали его при жизни.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями в соцсетях.

 

Добавить комментарий